Кто проводит ремонт?
При обнаружении в товаре недостатков, покупатель вправе потребовать незамедлительного безвозмездного их устранения (абз. 5 п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).
Требования об устранении недостатков могут предъявляться к следующим лицам: продавцу, изготовителю; организации, специально уполномоченной на проведение ремонта, импортеру.
Сроки предъявления требования о проведении гарантийного ремонта
Указанное требование может быть предъявлено потребителем в течение гарантийного срока или срока годности товара (п. 1 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).
Если гарантийный срок по договору составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по его истечении, но в пределах двух лет, потребитель также имеет право, при определенных условиях, предъявить требование продавцу (изготовителю) об устранении недостатков (п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).
Более длительный срок предъявления требований установлен на случай обнаружения существенных недостатков товара.
Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара считаются равными гарантийному сроку на основное изделие. В случае, если на комплектующие изделия в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, потребитель вправе предъявить требования в течение гарантийного срока на основное изделие.
Дата начала течения гарантийного срока или срока службы товара
Гарантийный срок и срок службы товара исчисляются со дня передачи товара потребителю или, если установить день передачи невозможно, со дня изготовления товара (п. 2 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).
Исключение составляют: сезонные товары, товары, купленные дистанционным способом, товары, которые не могут быть использованы потребителем вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке), - гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств.
Если такой день определить невозможно, то эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.
Сроки устранения недостатков
Срок устранения недостатков может быть определен в договоре и не может превышать 45 дней, однако он может быть продлен, если недостатки невозможно устранить в указанный срок.
В отсутствие такого соглашения недостатки должны быть устранены в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения (п. 1 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»).
Срок устранения существенного недостатка (в отношении которого предусмотрены более длительные сроки предъявления требований) составляет 20 дней со дня предъявления требования. Если требование не удовлетворено или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель вправе возвратить товар и потребовать возврата уплаченной денежной суммы (п. 6 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).
Предоставление аналогичного товара на время ремонта
На период ремонта товара длительного пользования потребитель вправе потребовать безвозмездного предоставления ему товара, обладающего теми же основными потребительскими свойствами, что и ремонтируемый товар. Требование должно быть удовлетворено в течение трех дней с момента его предъявления, указанный товар доставляется за счет лица, осуществляющего ремонт (п. 2 ст. 20 Закона «О защите прав потребителей»).
Указанное требование не может распространяться на товары, перечень которых утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463).
Продление гарантийного срока
После устранения недостатков гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался.
Гарантийный талон
Гарантийный талон является документом, подтверждающим гарантийные обязательства продавца (изготовителя). Составление гарантийных талонов распространено в отношении технически сложных товаров.
При передаче технически сложных бытовых товаров, бывших в употреблении, покупателю одновременно передается и гарантийный талон.
При приобретении товара рекомендуем проверить оформление гарантийного талона, заполнены ли идентификационные признаки товара, дата продажи и пр.
Последствия отсутствия заполненного гарантийного талона
Отсутствие гарантийного талона либо неправильное его оформление не является основанием для отказа в гарантийном обслуживании.
Условие о том, что гарантийное обслуживание распространяется на товар только при предъявлении надлежащим образом заполненного гарантийного талона, противоречит законодательству и является условием, ущемляющим права потребителя.